Вы здесь

Социально ориентированные НКО – исполнители общественно полезных услуг

В соответствии с изменениями от 03.07.2016 № 287 в Федеральный закон от 12.01.1996             № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с 1 января 2017 года у социально ориентированных некоммерческих организаций появилась возможность получить новый статус - исполнителя общественно полезных услуг.

Такой организацией признается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного и более года оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не являющаяся некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеющая задолженностей по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательным платежам.

 Таким образом, для получения некоммерческой организацией нового статуса исполнителя общественно полезной услуги необходимо соблюдение следующих условий:

1) организация должна иметь статус социально ориентированной некоммерческой организации;

2) не менее одного года организация должна оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества;

3) некоммерческая организация не должна выполнять функции иностранного агента;

4) у организации, претендующей на новый статус, не должно быть задолженностей перед бюджетом.

Общественно полезные услуги должны оказываться по приоритетным направлениям деятельности. Перечень таких направлений утвержден Указом Президента от 08.12.2016 г. № 398, а на его основе Правительством России утвержден перечень общественно полезных услуг (Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 года № 1096).

Это достаточно широкий перечень, включающий: социальное обслуживание граждан, оказание социальной помощи, содействия в трудоустройстве инвалидам, гражданам пожилого возраста, людям в трудной жизненной ситуации, профилактику детской безнадзорности, социального сиротства, семейное устройство детей-сирот, организацию отдыха и оздоровления детей, профилактику социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании и многое другое.

Некоммерческая организация, признанная исполнителем общественно полезных услуг, включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг на 2 года (по истечении которых она может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке) и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в прядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В качестве главной преференции для таких организаций станет возможность получения бюджетных субсидий из всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также такие организации смогут претендовать на:

1) получение во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества;

2) использование бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных теле- и радиоканалах, бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, а также на размещение своих информационных материалов некоммерческой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

3) организацию государственными органами и органами местного самоуправления курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий для работников и добровольцев таких организаций.

В целях получения такого статуса организация должна доказать, что оказываемые ею услуги соответствуют критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27.10.2016 № 1096.

Для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче заключения в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которые осуществляют оценку качества. Перечень этих органов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89. В зависимости от сферы оказываемых услуг такое заключение выдается Минтрудом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспортебнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Минспортом России.

По договоренности, достигнутой между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перед обращением в указанные федеральные органы исполнительной власти организация может предварительно обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации (в зависимости от сферы оказываемых услуг) за получением документов, обосновывающих соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие).

Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, истребует все необходимые сведения у иных заинтересованных органов.

После получения заключения о соответствии качества услуг необходимо обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации или в его территориальный орган по месту нахождения организации с заявлением о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.

Для включения в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг в Минюст России (его территориальный орган) необходимо подать следующие документы:

1) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме, которая установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89;

2) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям.

Ожидается, что в течение текущего года в полном объёме заработает Комплекс мер по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению (утвержден поручением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 3468п-П44). Их объём составит до 10 процентов средств, предусмотренных на реализацию соответствующих региональных и муниципальных программ.

Комплекс мер содержит следующие блоки:

- Совершенствование нормативно-правовой базы в целях обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации социальных услуг за счет бюджетных средств,

- Повышение потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций,

-  Отраслевые меры,

- Координация деятельности органов власти по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

В частности  планируется принятие федерального закона о государственном социальном заказе, устанавливающего равные условия доступа на рынок социальных услуг организациям разных форм собственности. Требуют урегулирования вопросы, связанных с правоприменением закона о социальном обслуживании граждан в части снятия барьеров по входу НКО на рынок социальных услуг.

В каждом регионе будут разработаны и утверждены Комплексные планы по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.

 

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.062016 № 1144-р утвержден план мероприятий «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», призванных расширить участие негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере.

16 июня 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).