Вы здесь

Обзор результатов проверок некоммерческих организаций, проведенных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике

По результатам проведенных проверок, осуществлён анализ нарушений, допускаемых некоммерческими организациями при осуществлении своей деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

При осуществлении специалистами Управления контрольных функций в отношении некоммерческих организаций (далее – НКО) выявлен ряд типичных нарушений, допускаемых ими в своей деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны НКО является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности  – 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Некоторыми общественными объединениями в нарушение аб. 3 ч. 1 ст. 29 Закона об общественных объединениях ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица).

Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что, в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию НКО и содержанию учредительных документов. Однако зачастую наименования НКО не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Как правило, в уставах НКО отсутствует описание эмблемы (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях.

Кроме того, одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что некоммерческой признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Нередко встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.

Зачастую в ходе проверок НКО выявлялись нарушения положений Трудового кодекса Российской Федерации, такие как: в нарушение ст. 15 не оформлены трудовые отношения с сотрудниками  некоммерческих организаций; в нарушение ст. 57 содержание трудовых договоров не отвечает требованиям федерального законодательства – в трудовых договорах не указаны условия оплаты труда, в том числе доплаты, надбавки и поощрительные выплаты; в нарушение ст. 68 прием на работу не оформлен соответствующими документами; в нарушение ст. 136 нарушение периодичности выплаты заработной платы.

В большинстве случаев некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов в части периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений статьи 29 Закона об общественных объединениях, п. 2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях», п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести), в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные собственным уставом.

Согласно положениям ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в протоколе решения собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако некоторыми некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

В ходе проведения документарных проверок выявлено, что НКО в нарушение ст. 288 ГК РФ используют жилые помещения для осуществления своей деятельности.

Отдельными религиозными организациями в нарушение п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести при осуществлении своей деятельности используется сокращенное наименование.

Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности вступлением в силу изменений в главу 4 части первой ГК РФ, наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.

В ходе осуществления текущего контроля, в том числе анализа отчетов некоммерческими организациями, выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

- непредставление благотворительными организациями отчетов в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 31 марта года, следующего за отчетным;

- искажение наименования некоммерческими организациями или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;

- указание в отчетах НКО сведений об адресе общественного объединения, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Вместе с тем, большинство организаций стараются устранить допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения проверок, в максимально короткие сроки.

Такие нарушения, как нецелевое использование средств НКО, а также факты осуществления некоммерческими организациями экстремистской деятельности в ходе проведенных проверок, не выявлены.

13 июня 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).