Вы здесь

Правовые гарантии главы муниципального образованияпри удалении в отставку (24.04.2012)

Институт удаления главы муниципального образования в отставку, введенный в российское законодательство о местном самоуправлении Федеральным законом от 07.05.2009 № 90-ФЗ почти три года назад, практически с первых дней начал использоваться на практике.

Статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в названной редакции) (далее - Федеральный закон) предусмотрен институт удаления главы муниципального образования в отставку. Право принятия решения об удалении главы муниципального образования предоставлено представительному органу муниципального образования по инициативе не менее чем одной трети его депутатов либо высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Ранее если глава муниципального образования являлся лицом, избираемым населением на муниципальных выборах, то снять его с должности могли только сами избиратели путем голосования по отзыву в соответствии со статьей 24 Федерального закона. На практике же данная процедура оказалась практически нереализуемой, поскольку «...выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовали не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании». Согласитесь не всякая инициативная группа в силах обеспечить такую явку избирателей.

Таким образом, Федеральный закон уполномочил представительные органы муниципальных образований от имени населения привлекать к ответственности глав муниципальных образований. Основаниями для постановки вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку могут стать, во-первых, его решения, действия (бездействие), повлекшие возникновение просроченной задолженности по долговым и (или) бюджетным обязательствам муниципального образования; во-вторых, неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; в-третьих, если деятельность главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом два раза подряд получила неудовлетворительную оценку; в-четвертых, несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Как видим, оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования достаточно много.

При этом возникает вопрос: не приведет ли это к злоупотреблениям со стороны представительных органов муниципальных образований или не перейдут ли их отношения в сферу политических конфликтов. Чтобы избежать подобных ситуаций, законодатель предусмотрел ряд правовых гарантий для главы муниципального образования, в отношении которого реализуется процедура удаления в отставку.

В юридической науке гарантии прав и свобод принято определять как «условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту).

Рассмотрим более подробно, каковы же условия и средства защиты прав главы муниципального образования при удалении его в отставку.

На стадии выдвижения инициативы депутатами представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку закрепляется гарантия, согласно которой глава муниципального образования должен быть уведомлен о выдвижении данной инициативы не позднее дня, следующего за днем внесения указанной инициативы в представительный орган муниципального образования. Если инициатива об удалении в отставку главы муниципального образования исходит от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то о выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется аналогично не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Следующей гарантией являются ограничения по срокам реализации процедуры удаления главы муниципального образования в отставку. Во-первых, поступившая в представительный орган муниципального образования инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку должна быть им рассмотрена в течение одного месяца со дня внесения; во-вторых, если инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, то на повторное рассмотрение вопрос может быть вынесен не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку.

Другой немаловажной гарантией прав главы муниципального образования является предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. Кроме того, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, то он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение. При этом особое мнение главы муниципального образования подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с решением представительного органа об удалении его в отставку.

Стоит отметить, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельно не закреплено право главы муниципального образования, удаленного в отставку, обжаловать решение представительного органа муниципального образования в судебном порядке.

Однако в этом случае не следует забывать, что действует конституционная гарантия, предусмотренная статьей 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Данной гарантией воспользовался удаленный в отставку 1 июня 2009 года. решением Собрания депутатов города Озерска Челябинской области глава муниципального образования. В суде ему удалось доказать незаконность удаления в отставку, и Озерский городской суд принял решение об отмене постановления Собрания депутатов города Озерска Челябинской области об удалении главы муниципального образования Озерского городского округа в отставку.

Безусловно, принятие представительным органом муниципального образования решения о применении такой серьезной санкции в отношении главы муниципального образования, как удаление в отставку, должно быть взвешенным, продуманным, законным, чему и призваны служить закрепленные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии прав главы муниципального образования.

О.А. Дышекова
И.о. начальника отдела законодательства
субъекта Российской Федерации, ведения
федерального регистра и регистрации уставов
муниципальных образований
25-32-16

24 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).