Вы здесь

Реализация избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации в нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики (17.10.2011)

Именно тем, насколько избирательное законодательство гарантирует реализацию принципов, заложенных в Конституции Российской Федерации, в значительной степени определяется демократичность избирательного законодательства и избирательной системы, что в целом и является показателем наличия в обществе гарантий  осуществления избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.

Впервые право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами было сформулировано в Конституции РСФСР 1978 года. Провозглашение данного права граждан в условиях все еще сохранявшейся монополии на власть партийно-государственной элиты, административно-приказной системы номенклатурного управления, превращало это право в декларацию. Последующие демократические преобразования в обществе, признание и возникновение политического многообразия, формирование многопартийности создали благоприятные условия для наполнения данного права реальным содержанием.

Важным шагом в данном направлении явилось принятие Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Практика применения названного Федерального закона показала, что он вполне отвечает требованиям демократии в России, Конституции Российской Федерации, реалиям нашей жизни. Более того, он учитывает федеративное устройство нашего государства, не дает возможности заниматься политическими спекуляциями отдельным деятелям, в том числе, используя это для своей агитации в преддверии или во время избирательных компаний. В то же время, данный Федеральный закон усилил возможности общественного контроля и прозрачности за организацией работы участковых комиссий при проведении голосования и подведении итогов референдума в Российской Федерации. Поэтому этот закон позволяет решать именно те проблемы, которые действительно насущны и представляют интерес для всего общества. Самое главное, что указанный Федеральный закон, установив механизм осуществления избирательных прав граждан и права на участие в референдуме на федеральном уровне, позволил субъектам Российской Федерации принимать соответствующие акты в рассматриваемой сфере на более качественном уровне.

При этом избирательное законодательство субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность региональных нормативных правовых актов законодательного и подзаконного характера, регулирующих выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные выборы.

Главенствующее место среди указанных актов занимают конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В Конституции Карачаево-Черкесской Республики, принятой 5 марта 1996 года, определены основные положения, устанавливающие право граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также право на участие в референдуме.

В ней закреплено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 2), что гражданам, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с федеральными и республиканскими законами обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме, а также содержатся положения, регламентирующие порядок формирования законодательного (представительного) органа государственной власти Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, условия и срок избрания депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, определена избирательная система, применяемая при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, установлен возрастной ценз, необходимый для реализации пассивного избирательного права на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти. Конституцией республики установлен максимально допустимый федеральным законодательством пятилетний срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица.

В Карачаево-Черкесской Республике приняты и действуют отдельные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица, глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований, а именно:

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 03.07.2006 № 44-РЗ «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике». Названный республиканский закон предоставляет муниципальным образованиям республики право самостоятельно выбирать избирательную систему, подлежащую применению при проведении выборов депутатов представительного органа конкретного муниципального образования, предусматривая при этом виды избирательных систем, применяемых при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования. Кроме того, в названном законе содержатся нормы, в соответствии с которыми, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным законодательством, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 № 46-РЗ «О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики», регулирующий отношения, связанные с организацией и проведением выборов в законодательный (представительный) орган Карачаево-Черкесской Республики - Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, посредством которых осуществляется реализация гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Кроме того, в законодательной базе Карачаево-Черкесской Республики содержатся республиканские законы, закрепляющие ряд важных гарантий, способствующих демократизации избирательного законодательства в части проведения референдума как на уровне республики, так и на муниципальном уровне: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2006 № 70-РЗ «О местном референдуме в Карачаево-Черкесской Республике» и Закон Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2006 № 63-РЗ «О референдуме Карачаево-Черкесской Республики». Предметом регулирования названных актов являются отношения, связанные с организацией и проведением референдума, посредством которых, осуществляется реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме.

Также в систему избирательного законодательства республики входят и республиканские законы от 29.07.2004 № 18-РЗ «Об Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики» и  от 10.06.2003 № 29-РЗ «О территориальной избирательной комиссии города, района Карачаево-Черкесской Республики, регулирующие отношения, связанные с утверждением порядка организации и деятельности Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, территориальной избирательной комиссии города, района Карачаево-Черкесской Республики, определения их статуса, компетенции, полномочий как государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, организующих проведение выборов и референдумов, обеспечивающих реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Таким образом, оценивая степень реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в законодательстве Карачаево-Черкесской Республики, вполне правомерно можно отметить, что республиканским законодательством установлены все необходимые правовые нормы для устойчивого развития избирательной системы, а также нормы, обеспечивающие право граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах и референдумах.

Заместитель начальника отдела законодательства
субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации
уставов муниципальных образований
О.А. Дышекова

24 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).