Вы здесь

Государственная политика в области противодействия коррупции

Одним из приоритетных направлений государственной политики в настоящее время является борьба с коррупцией. И это не случайно. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев  в послании Федеральному Собранию, для свободного, демократического и справедливого общества коррупция - враг «номер один». Коррупционные проявления не только приводят к ограничению прав граждан, наносят огромный урон экономике, но и оказывают разлагающее влияние на общество и государство, создают негативный имидж России на международной арене. Они порождают массовый «правовой нигилизм», недоверие граждан к государственным институтам. Особенно отчетливо все вышеуказанные негативные последствия дают о себе знать в условиях кризисных явлений в экономике и социальной сфере, многократно усиливая происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы.

К сожалению, в нашей стране коррупционные явления приобрели исключительно широкий размах. Поэтому незамедлительные меры по их предупреждению и пресечению являются настоятельной необходимостью.

Очевидно, что борьба с коррупционными факторами имеет достаточно много измерений. Это и карательные меры, и воспитательная работа, и меры по совершенствованию организации государственного аппарата, совершенствованию системы контроля и надзора за деятельностью государственных служащих. Однако, основным направлением антикоррупционной работы, безусловно, является совершенствование системы правового регулирования вопросов организации и функционирования государственного аппарата. Здесь формируются основные начала всех иных вышеперечисленных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов.

Следует также отметить, что в последнее время государством в этой сфере принят целый ряд важных нормативных правовых документов. Прежде всего, это Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, предусмотрен целый ряд достаточно жестких положений, призванных если и не исключить, то максимально затруднить коррупционную деятельность.

Так, введена обязанность государственных и муниципальных служащих, занимающих должности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, сообщать представителю нанимателя (работодателя) сведения не только о своих доходах и имуществе, но и о доходах, а также имуществе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.1 ст. 8 Федерального закона).

Государственным и муниципальным служащим предписано уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений под угрозой дисциплинарной, административной и иных видов юридической ответственности (п.1 ст. 9 Федерального закона).

Введена обязанность граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы согласовывать замещение должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, в отношении которых ими осуществлялись функции государственного управления, с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (п.1 ст.12 Федерального закона).

Таким образом, новейшим антикоррупционным законодательством Российской Федерации установлены правовые основы жесткого мониторинга имущественного положения российских чиновников, их действий, которые могут быть связаны с коррупционными проявлениями, усовершенствован механизм привлечения к ответственности за правонарушения и преступления коррупционной направленности. Однако, очевидно, что борьба с коррупцией не может быть ограничена только совершенствованием системы законодательного регулирования контроля за деятельностью и имуществом государственных служащих и установлением повышенных санкций.

Необходимы меры по исключению причин и условий, способствующих злоупотреблению полномочиями. И здесь важнейшим направлением антикоррупционной деятельности должно стать совершенствование положений самих законодательных актов. Существенным новшеством в этой сфере явилось введение антикоррупционной экспертизы нормативных документов. В начале 2009 года по данному вопросу были приняты два основополагающих нормативных документа - Постановления Правительства РФ от 05.03.2009 № 195 «Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и от 05.03.2009 № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Таким образом, пожалуй, впервые в истории российского законодательства введены более или менее четкие ориентиры для органов, участвующих в нормотворческом процессе по установлению и устранению коррупционных составляющих в подготавливаемых и принимаемых нормативных правовых актах. Очевидно, что основная нагрузка по выявлению и устранению коррупционных факторов в законодательстве в новых условиях возложена на Министерство юстиции Российской Федерации как главный государственный орган, координирующий законопроектную работу.

На территории Карачаево-Черкесской Республике эту работу осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, в компетенцию которого входит проведение юридической экспертизы региональных нормативных правовых актов, а также регистрация уставов муниципальных образований.

Все вышеизложенное позволяет рассчитывать на успехи в деле совершенствования законодательства и формирования необходимых правовых предпосылок становления подлинно демократического и правового общества.

Хатуев Т.Б.
помощник руководителя Управления
Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике
25-19-51

24 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).