Вы здесь

Соответствие Конституции Карачаево-Черкесской Республики федеральному законодательству – залог качества республиканской правовой системы

Довольно часто мы слышим призывы соблюдать принцип «сверхбережного» отношения к Конституции Карачаево-Черкесской Республики, суть которого состоит в том, чтобы «не спешить» приводить положения основного закона республики в соответствие с изменяющимися нормами федерального законодательства.

Для неискушенного в перипетиях нормотворчества читателя данная позиция выглядит вполне обоснованной, ведь стабильность законодательства это один из критериев его качества.

Однако названную проблему нельзя рассматривать столь поверхностно по целому ряду причин.

Конституция Российской Федерации, провозгласив республику государством, имеющим свою конституцию (часть 2 статьи 5), вместе с тем четко регламентирует следующее: «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам» (часть 5 статьи 76).

Как территория Карачаево-Черкесской Республики является неотъемлемой частью территории России, точно также и республиканское законодательство – есть составная часть законодательства Российской Федерации, а значит неразрывно с ним связано. Согласно статье 3.1 Федерального закона от 06.11.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации призваны обеспечивать соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций, законов и иных нормативных правовых актов и несут ответственность за нарушение указанных федеральных актов.

Таким образом, любое изменение федеральных норм требует адекватного реагирования регионального нормотворчества. Эта обязанность субъектов Российской Федерации установлена законодательно.

Несвоевременное приведение республиканского законодательства в соответствие с изменяющимися федеральными нормами, затягивание этого  процесса нарушает единство правового пространства Российской Федерации.

Конституция занимает особое место в правовой системе, являясь основным нормативным правовым актом. Особенность конституции состоит в том, что в ней  закрепляются основополагающие положения. Конституция обладает учредительным характером. Это свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов. Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов, она обладает высшей юридической силой. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Исходя из перечисленных признаков, именно нормы основных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в первоочередном порядке требуют своевременного реагирования на изменения федерального законодательства с тем, чтобы обеспечить качество и согласованность всей правовой базы того или иного  субъекта федерации.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике действует Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 05.03.1996 в редакции Конституционных законов Карачаево-Черкесской Республики от 24.04.1999 № 622-XXII, от 12.07.2000 № 10-РЗ, от 30.08.2000 № 16-РЗ, от 17.10.2000 № 22-РКЗ, от 27.11.2000 № 29-РКЗ, от 14.06.2001 № 6-РКЗ, от 27.05.2003 № 28-РКЗ, от 22.12.2003 № 68-РКЗ, от 21.06.2004 № 6-РКЗ, от 19.12.2005 № 98-РКЗ, от 19.07.2006 № 54-РКЗ, от 15.11.2006 № 91-РКЗ, от 12.11.2007 № 65-РКЗ, от 06.12.2007 № 87-РКЗ, от 01.03.2010 № 9-РКЗ, от 31.12.2010 № 82-РКЗ, от 18.04.2011 № 7-РКЗ, от 17.05.2011 № 19-РКЗ.

Внесение последних изменений связано с необходимостью приведения основного нормативного правового акта республики в соответствие с изменившимися нормами федерального законодательства в части норм, касающихся наименования должности высшего должностного лица республики, вследствие чего высшее должностное лицо Карачаево-Черкесской Республики именуется Главой Карачаево-Черкесской Республики.

Кроме того, в целях реализации Федерального закона от 05.04.2010 № 42-ФЗ, в соответствии с которым число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в статью 80 Конституции Карачаево-Черкесской Республики внесено соответствующее изменение, то есть, сокращен численный состав депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики с 73 депутатов до 50 депутатов.

Таким образом, Конституция Карачаево-Черкесской Республики в полном объеме соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, обеспечивая тем самым целостность, единство и непротиворечивость всей системы республиканских правовых актов.

По возникающим вопросам возможно получение консультации в режиме on-lain в сети Интернет на официальном сайте Управления Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике www.minjust09.ru или по телефону 25-32-16.

О.А. Дышекова,
и.о. начальника отдела законодательства
субъекта Российской Федерации,
ведения федерального регистра и
регистрации уставов
муниципальных образований
253216

24 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).