Вы здесь

Реализация отдельных государственных полномочий в деятельности органов местного самоуправления

Одной из важных проблем новой формирующейся системы местного самоуправления является соотношение в ней государственных и общественных интересов.

В настоящее время правовая основа местного самоуправления указывает на то, что самоуправление сочетает в себе элементы государственного и общественного начал. Согласно нормам статьи 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, несмотря на это, они осуществляют публичную власть со всеми присущими власти признаками.

Более того, в соответствии с нормами ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления помимо законодательно закрепленных за ними на федеральном уровне предметов ведения могут наделяться также и отдельными государственными полномочиями. Такие полномочия, соответственно, находятся вне рамок вопросов местного значения и являются дополнительными функциями.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон) наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями посвящена Глава 4. В названной главе дается понятие государственных полномочий, определяется порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, их осуществление и организация государственного контроля.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, частью 2 статьи 19 Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только федеральным законом, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом установлены также требования к содержанию федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

При этом на федеральном уровне, исходя из особенностей того или иного вида отдельного государственного полномочия, другими федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к содержанию федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Например, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» законом субъекта Российской Федерации, наделяющим органы местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, определяются также место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений. Именно в целях реализации вышеназванного Федерального закона в республике принят Закон Карачаево-Черкесской Республики «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской республики полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» статьей 7 которого определено каким образом осуществляется хранение записей актов гражданского состояния.

Отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В настоящее время значительное количество государственных полномочий передается органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.

Ранее был установлен открытый перечень вопросов местного значения, дополнение которого сводилось к законодательной компетенции субъектов Российской Федерации, сейчас же перечень вопросов местного значения не может быть расширен субъектом Российской Федерации - это правомочен делать только федеральный законодатель.

Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения допустимо лишь при прямом указании на возможность такого делегирования в федеральном законодательстве.

Как показывает практика субъекты Российской Федерации чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере: государственной регистрации актов гражданского состояния; лицензирования розничной продажи алкогольной продукции; лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений; совершения нотариальных действий; назначения и выплаты компенсационных выплат; ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; порядка пользования отдельными природными ресурсами; организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству и т.д.

В данный момент в большинстве субъектов приняты законы, регулирующие отдельные вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Законодательно не предусмотрено ограничений ни по количеству государственных полномочий, передаваемых одному и тому же муниципальному образованию, ни по условиям, с которыми должно быть связано решение о передаче полномочий в конкретных случаях. В связи с чем количество принятых законов о передаче полномочий в субъектах различно. Так, в Карачаево-Черкесской Республике принято 14 законов о передаче полномочий республики органам местного самоуправления, например:

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.01.2011 № 1-РЗ «О социальной защите прав граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению коммунальных социальных выплат»;

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2009 № 45-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Карачаево-Черкесской Республике»;

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 10.01.2008 № 3-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Карачаево-Черкесской Республике отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» и другие.

Таким образом компетенция органов местного самоуправления и их должностных лиц складывается из собственной компетенции по решению вопросов местного значения и делегированной компетенции, возникающей в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, что предполагает конституционно-правовую ответственность органов местного самоуправления, с одной стороны, перед населением, а с другой - перед органами государственной власти.

Е.А. Селезнёва,
специалист-эксперт отдела
законодательства субъекта Российской Федерации,
ведения федерального регистра и регистрации
уставов муниципальных образований
253216

24 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).