Вы здесь

Участие общественных объединений в выборах в органы местного самоуправления

Правовой статус общественных объединений в системе прямой демократии - выборов в органы местного самоуправления, его наполняемость зависят от многих факторов, в том числе от организационно-правовой формы, от наличия статуса юридического лица и, безусловно, от группы форм непосредственной демократии, в реализации которой участвует общественное объединение, от наличия представительства в законодательном органе власти.

Согласно нормам Федерального закона от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" субъектами избирательного процесса могут быть следующие общественные объединения:

- избирательное объединение (политическая партия, региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, которые имеют в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня);

- общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения, но только при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований.

При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах федерального уровня, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. При назначении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в орган местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

В настоящее время, как показывает анализ законодательства, общественное объединение вправе самостоятельно выдвигать кандидатов только на должности глав муниципальных образований и в депутаты в одномандатных и (или) многомандатных избирательных округах при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе.

При наличии договора между политической партией (либо ее региональным отделением) и общественной организацией о создании объединения или союза для участия в муниципальных выборах по пропорциональной избирательной системе возможно совместное с политической партией выдвижение списка кандидатов в депутаты (при закреплении в договоре соответствующих условий).

В соответствии с нормами Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (в ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" общественные объединения могут быть организаторами публичных мероприятий. Аналогичные нормы встречаются в законодательстве Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2007 N 47-РЗ (в ред. от 27.12.2012) "О некоторых вопросах проведения публичного мероприятия на территории Карачаево-Черкесской Республики").

Общественные объединения вправе назначать наблюдателей в процессе подготовки и проведения выборов; участвовать в агитационных мероприятиях; в финансировании; участвовать в формировании избирательных комиссий, обладают правом на общественный контроль.

Как известно, получение статуса юридического лица - это право, а не обязанность общественного объединения. Тем не менее, очевидно, что не зарегистрированное общественное объединение, не обладающее статусом юридического лица, проигрывает в правовом статусе зарегистрированному общественному объединению.

Вместе с тем, участие общественных объединений, не обладающих статусом юридического лица возможно без указания общественного объединения. Участником таких общественных организаций может быть группа граждан, инициативная, агитационная группа, гражданин, и таким образом общественное объединение может участвовать в выборах в органы местного самоуправления посредством использования указанных форм без заявления о собственном статусе.

Деятельность общественных объединений, участвующих в выборах может быть предметом внеплановой проверки Управлением Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике (далее Управление) в соответствии с пунктом 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом, основанием для проверки такого объединения является поступление представления избирательной комиссии о проведении такой проверки в части выявленных нарушений при внесении (перечислении) пожертвований на счет политической партии или ее регионального отделения.

Кроме этого основанием для внеплановой проверки Управлением является поступление от государственных органов, в том числе избирательных комиссий республики, информации о нарушении конкретных норм действующего законодательства общественными объединениями и предметом проверки являются факты, изложенные в обращении избирательных комиссий.

При проведении агитационных мероприятий, связанных с выборами в органы местного самоуправления общественные объединения вправе приглашать представителей Управления для участия в них. По запросам избирательных комиссий по результатам посещения направляется соответствующая информация.

Вместе с тем, при проведении агитационных мероприятий общественными объединениями, в том числе региональными отделениями политических партий запрещается проведение противоправной агитационной деятельности, возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду между народами.

01 августа 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).