Вы здесь

«О законодательных основах в сфере здравоохранения»

Важнейшей задачей цивилизованного государства является забота о своих гражданах, соблюдение их прав и свобод, включая предоставление законодательно закрепленных гарантий на сохранение, укрепление и восстановление здоровья. 

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года сказано, что прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывает незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения.

Именно поэтому основной целью проводимой реформы в сфере здравоохранения является совершенствование законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан.

Отрасль здравоохранения является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества признается и новым Федеральным законом от  21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым определяются правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, а также гарантии реализации этих прав; полномочия, а также ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, а также индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В связи с указанным правом в республике в последние годы принят ряд медикосоциальных нормативных актов, в т.ч. постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2012 № 86 «О Территориальной программе государственных гарантий  оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, бесплатной медицинской помощи на 2012 год», постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 «О целевой программе «Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011-2012 годы».  Указанныепрограммы разработаны в целях создания единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования. В рамках этих программ приоритетными направлениями модернизации здравоохранения являются: развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения, развитие неотложной и скорой медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, больным с онкологическими заболеваниями, оказания медицинской помощи от воздействия внешних причин, травм, в том числе ДТП, отравлений, оказания наркологической помощи, психиатрической помощи, совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической помощи.

Медицинская помощь оказывается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории республики, при представлении документа, удостоверяющего личность и страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования. Однако отсутствие страхового полиса и документов, удостоверяющих личность, не является причиной отказа в экстренной медицинской помощи.

В соответствии с федеральными законами от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.95  № 5-ФЗ «О ветеранах», законами Российской Федерации от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 18.10.91 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и другими нормативными правовыми актами на территории Карачаево-Черкесской Республики установлены льготы по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному, протезно-ортопедическому обеспечению. Информация о перечне льгот для данных категорий граждан должна находиться в каждом медицинском учреждении, ознакомление с ней должно быть доступно. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995                № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий сохраняется обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также оказывается медицинская помощь вне очереди (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в поликлиниках и других медицинских учреждениях Карачаево-Черкесской Республики.

Следует также отметить, что реализация республиканских целевых программ «Выявление, профилактика и лечение пациентов с предраковой патологией желудочно-кишечного тракта на 2009-2013 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2015 годы», «Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2012 годы», а также ряда других нормативных правовых актов республики способствуют улучшению медико-демографической ситуации и показателей здоровья населения в Карачаево-Черкесской Республике.

Кроме этого необходимо отметить, что в Карачаево-Черкесской Республике действует 39 нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы в сфере здравоохранения. В настоящее время, в республике переданные на уровень субъектов Российской Федерации полномочия в сфере здравоохранения реализованы в достаточной мере, нарушений норм федерального законодательства не имеется.

 

 

А.О. Батчаева,

начальник отдела законодательства

субъекта Российской Федерации,

ведения федерального регистра

 и регистрации уставов

муниципальных образований

26-65-51

26 сентября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).