Вы здесь

Осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству Российской Федерации

В настоящее время полномочия по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, которые:
- осуществляют контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;
- осуществляют контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности.
Нормами действующего законодательства Российской Федерации установлены различные формы контроля, в частности: посещение мероприятий, анализ отчетности, проведение проверок.
На сегодняшний день наиболее полную картину деятельности некоммерческих организаций дают проверки, являющиеся основной формой контроля за их деятельностью.
Планы проверок некоммерческих организаций составляются Управлением Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике самостоятельно и после утверждения размещаются на официальном интернет-сайте территориального органа.
Такое размещение дает некоммерческим организациям дополнительные гарантии и возможности для подготовки к предстоящей проверке.
Однако, далеко не все некоммерческие организации представляют необходимые для проведения проверки документы.
Практика показывает, что какая-то часть некоммерческих организаций, из числа включенных в план проверок, не представляет документы на проверку вообще либо частично. При этом руководители таких некоммерческих организаций либо не являются на проверку для дачи пояснений, либо ссылаются в обоснование непредставления документов на их утрату.
Помимо этих обстоятельств, вызывают определенную озабоченность и результаты проводимых проверок.
К некоммерческим организациям, нарушающим действующее законодательство Российской Федерации, применяются соответствующие меры воздействия.
Если говорить о нарушениях, то наиболее типичными из них являются:
- несоблюдение компетенции органов управления некоммерческой организацией;
- несоблюдение периодичности проведения заседаний органов управления некоммерческой организацией;
- несоблюдение норм устава некоммерческой организации, устанавливающих сроки полномочий органов управления;
- неисполнение обязанности общественного объединения ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним;
- неисполнение обязанности представлять в уполномоченный орган обновленные сведения о некоммерческой организации, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- использование эмблемы, не зарегистрированной в установленном законом порядке;
- невыполнение благотворительной организацией обязанности представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности;
- расходование средств и использование иного имущества не в соответствии с указанными в учредительных документах некоммерческой организации целями;
- нарушение ведения бухгалтерского учета.
Кроме того, при проведении проверок некоммерческих организаций имеют место случаи выявления нарушений законодательства, контроль за исполнением которого не относится к компетенции Минюста России и его территориальных органов, а именно законодательства Российской Федерации о здравоохранении, образовании, налогового и т.д.
В случае выявления таких нарушений информация о них направляется в компетентные органы для соответствующего реагирования на выявленные нарушения.
Как показала практика, успешность контроля за деятельностью некоммерческих организаций в большой степени зависит от понимания некоммерческими организациями необходимости прохождения процедуры проверки, необходимости выполнения в процессе деятельности некоммерческой организации обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации; понимания того, что результат проведенной проверки является в конечном итоге производной от деятельности самой некоммерческой организации.
Поэтому работники отдела по делам некоммерческих организаций в ежедневном режиме в ходе приема граждан разъясняют им положения законодательства о некоммерческих организациях, на официальном интернет-сайте Управления Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике размещены сведения о действующем законодательстве, об образцах документов, о планируемых проверках и другая необходимая информация.
По вопросам контроля за деятельностью некоммерческих организаций можно также позвонить по тел. 25-07-69.

Кипкеев М.Р.,
ведущий специалист-эксперт отдела
по делам некоммерческих организаций
25-07-69

10 октября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).