Вы здесь

Участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в нормотворческой деятельности органов государственной власти республики

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике (далее- Управление) является работа с проектами республиканских нормативных правовых актов, поскольку, как известно, гораздо легче предотвратить нарушения, чем впоследствии их исправлять.
Существующее в настоящее время деловое сотрудничество Управления с органами законодательной и исполнительной власти республики в сфере нормотворчества складывалось на протяжении многих лет. Основы этому были заложены в период становления деятельности территориального органа юстиции, и в последующем названные отношения были не только сохранены, но и получили свое развитие и соответствующее нормативное закрепление.
На начальном этапе не обошлось без проблем – проекты не в полном объеме поступали на юридическую экспертизу. Однако каждый раз при направлении в органы государственной власти отрицательного заключения на тот или иной принятый ими акт, одновременно сообщалось, что подобных нарушений можно было бы избежать, если бы правовой акт на проектной стадии был бы направлен на юридическую экспертизу в орган юстиции. Такие практические примеры позволили сформировать мнение о необходимости участия органа юстиции в нормотворческой деятельности республиканских органов государственной власти.
В этой связи в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 № 48-РЗ была закреплена норма, в соответствии с которой проекты нормативных правовых актов органов государственной власти республики подлежат обязательной правовой и антикоррупционной экспертизе в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации.
На сегодняшний день Управлением проводится достаточно объемная работа с проектами, позволяющая контролировать все стадии нормотворческого процесса: участие в планировании нормотворческой деятельности, правовая экспертиза проектов и вступивших в силу нормативных правовых актов республики, самостоятельная разработка проектов. Так, в текущем 2013 году проведена правовая экспертиза 531 проекта нормативного правового акта республики, при этом в отношении 29 из них подготовлены заключения с замечаниями и предложениями.
Следует отметить, что подготовка экспертных заключений о выявленных нарушениях федерального законодательства на проекты осуществляется лишь в том случае, если исчерпаны иные меры, предпринимаемые по их доработке на проектной стадии. Так, сотрудниками Управления инициируются рабочие встречи с разработчиками проектов для согласования позиций по тем или иным спорным вопросам, при этом замечания Управления не сводятся лишь к констатации фактов нарушений в проектах, как правило, предлагаются соответствующие редакции тех или иных норм. Такая методическая помощь в составе рабочих групп оказана в 2013 году по доработке 230 проектов.
В части работы с законопроектами, то после принятия их в первом чтении соответствующие таблицы поправок также направляются на рассмотрение в Управление, либо обсуждаются на заседаниях комитетов законодательного органа, куда в обязательном порядке приглашаются представители Управления, в 2013 году сотрудники Управления приняли участие в подготовке законопроектов к 6 сессиям Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Активное участие Управления в нормотворческом процессе республики является эффективным способом повышения качества республиканского законодательства.
К сожалению, имеющая место на сегодняшний день, нестабильность федеральных норм, приводит к возникновению нарушений в уже действующих нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики. В этой связи отделом осуществляется мониторинг республиканского законодательства, по результатам которого направляются письма в органы государственной власти и экспертные заключения о выявленных нарушениях, подготовленные по результатам повторной правовой экспертизы в связи с изменениями федерального законодательства. Так, в течение 2013 года Управлением проведена повторная правовая экспертиза 118 нормативных правовых актов республики, по результатам которой подготовлено 37 экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству в связи с изменениями федеральных норм.
Таким образом, можно констатировать, о сложившемся эффективном взаимодействии Управления и исполнительной власти республики в сфере их нормотворческой деятельности.
Конечно, в процессе осуществления рассматриваемой деятельности возникают и спорные ситуации, проблемы и недостатки. Однако, это лишь является свидетельством нормального рабочего процесса, в ходе которого проявляется взаимное стремление и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, и органа юстиции совместными усилиями решать возникающие вопросы.

Заместитель начальника отдела законодательства
субъекта Российской Федерации, ведения
федерального регистра и регистрации уставов
муниципальных образований
О.А. Дышекова

31 октября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).