Вы здесь

Фонд как юридическое лицо, порядок создания, деятельность, ликвидация.

Фонд может быть создан в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» в фонд может быть преобразовано некоммерческое партнерство, учреждение, автономная некоммерческая организация, ассоциация (союз). При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом. Фонд считается созданным или реорганизованным с момента его государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. При этом следует иметь в виду, что споры, связанные с регистрацией, отказом в государственной регистрации или ликвидацией фонда, так же, как и других некоммерческих организаций, подсудны судам общей юрисдикции.
Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонды вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций. Исходя из этого, а также, учитывая специальный характер правоспособности фонда, следует сделать вывод о том, что фонд не вправе создавать или участвовать в деятельности товариществ, производственных кооперативов и других видов коммерческих организаций, кроме хозяйственных обществ. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении ее делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права. Учитывая эти факторы, вполне обоснованным представляются предъявляемые законодателем требования о создании попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 118 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации. Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах.
Устав фонда помимо сведений о местонахождении, предмете деятельности и иных сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.
Решение о ликвидации фонда также может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Данное положение, содержащееся в законе, исключает возможность добровольной ликвидации фонда. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.11.1996 № 3682/96 предусмотрено, что в соответствии с п. 2 ст. 119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Указанная норма исключает возможность добровольной ликвидации фондов и относит решение этого вопроса к компетенции суда.
Исходя из смысла п. 2 ст. 61 и п. 1 и 2 ст. 119 ГК РФ, в качестве заинтересованных лиц с заявлением в суд о ликвидации фонда вправе обратиться либо его орган, уполномоченный на то учредительными документами, либо его учредители.

З.С. Боташев,  
начальник отдела по делам
некоммерческих организаций
25-19-51

11 декабря 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).