Вы здесь

Антикоррупционная экспертиза как способ противодействия коррупции

На сегодняшний день борьба с коррупцией является одной из основных задач  нашего государства. Основная опасность заключается в ее негативном влиянии на основы государственного устройства, реализацию прав и свобод человека и гражданина, развитие демократических институтов общества.

Стратегической целью антикоррупционного законодательства является обеспечение реального общественного контроля за деятельностью государственных служащих всех уровней власти и управления, а также профилактика, предупреждение, пресечение коррупционных правонарушений и устранение их последствий.

Не секрет, что одним из факторов, способствующих наличию массовых коррупционных проявлений, является некачественность законодательства, в том числе коррупциогенность нормативных правовых актов.

Именно поэтому, совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупциогенных факторов из правовых норм, обеспечение режима законности являются важной задачей как для органов государственной власти на федеральном уровне, так и для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Неосуществление или неэффективное осуществление правотворчества уже может создать благоприятную среду для коррупции. Отсутствие нормативного правового регулирования, в том числе недостаточное правовое регулирование (т.е. пробел в праве), приводит к самодеятельности в нормотворчестве со стороны государственных органов и их должностных лиц. Правовое регулирование новых общественных отношений является важным условием предупреждения коррупции. Только путем эффективного правового регулирования всех сфер общественных отношений, возможно, противостоять коррупции. Совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупциогенных норм, обеспечение режима законности являются важной задачей всех органов государственной власти.

В соответствии с действующим федеральным законодательством обязанность по проведению антикоррупционой экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) субъектов Российской Федерации возложена и на территориальные органы юстиции.

Антикоррупционная экспертиза проводится Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в целях выявления в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов республики осуществляется Управлением при проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов, поступивших в Управление для включения в федеральный регистр, а также уставов муниципальных образований республики (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований) при их государственной регистрации. Данное полномочие исполняется с мая 2010 года.

Помимо этого, Управлением осуществляется правовая экспертиза поступающих проектов нормативных правовых актов республики, как на соответствие их положений нормам Конституции Российской Федерации, федеральным законам и правилам юридической техники, так и на наличие (отсутствие) в них коррупциогенных факторов.

В случае выявления в нормативном правовом акте факторов коррупциогенной направленности, заключение по результатам антикоррупционной экспертизы  направляется в орган, принявший нормативный правовой акт, копия – в прокуратуру республики.

В 2014 году антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 486                   (в 2013г. - 672) нормативных правовых актов республики.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы коррупциогенный факторы в течение отчетного периода выявлены в 2 (в 2013 г. - 2) НПА.

В течение 2014 года Управлением проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 515 (2013 г. - 767) проектов нормативных правовых актов органов государственной власти республики, в 1 из которых выявлен коррупциогенный фактор (2013 г. - 5).

В 2014 году антикоррупционная экспертиза также проведена в отношении  8               (в 2013г. - 22) уставов муниципальных образований, 81 (в 2013г. - 86) муниципальных нормативных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы, способствующие проявлению коррупции, в указанных муниципальных нормативных правовых актах не были выявлены.

Следует отметить, что республиканскими органами государственной власти проводится достаточно плодотворная работа по разработке и принятию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции.

На сегодняшний день в республике действуют 94 правовых актов в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней, из 22 полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней, реализовано 21 полномочий, что свидетельствует о значительной работе органов государственной власти республики, осуществляемой в рассматриваемой сфере.

С тем смыслом, что коррупция является социальным явлением, очевидно, что уровень коррупции всегда взаимосвязан с отношением к ней в обществе. Сегодня у общества существуют свои пути противодействия коррупции, достаточные условия для участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции созданы и продолжают улучшаться. Наиболее значимой и действенной мерой общественной профилактики объективно является независимая антикоррупционная экспертиза.

По действующему федеральному законодательству институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) (Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Порядок получения аккредитации лица в качестве независимого эксперта включает в себя направление в Минюст России лично или по почте копий документов, на основании которых осуществляется аккредитация (Приказ Минюста России от 27.07.2012 № 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»). Информация о месте нахождения, графике работы, адресах официальных сайтов, адресах электронной почты, номерах справочных телефонов и телефонов - автоинформаторов структурного подразделения Минюста России, предоставляющего данную государственную услугу, можно найти на официальном сайте Минюста России в сети Интернет: www.minjust.ru;

Заявителями, изъявившими желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, могут быть:

гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;

юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих вышеуказанным требованиям.

Официальными документами, удостоверяющими аккредитацию, являются свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта и свидетельство об аккредитации физического лица, в качестве независимого эксперта выдаваемые на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации.

01 октября 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).