Вы здесь

Анализ типичных ошибок, допускаемых заявителями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций, а также выявленных ошибках при предоставлении отчетов о деятельности некоммерческих организаций за 2014 год

В соответствии с Административным регламентом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление) является исполнителем государственной функции по государственной регистрации и осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и заявленным задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

За период первого полугодия 2015 года в ходе проведенного анализа поданных документов на государственную регистрацию и в ходе контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Управление) выявлены следующие типичные ошибки

Прежде всего, представителям некоммерческих организаций при предоставлении в Управление документов на регистрациюнеобходимо помнить, что Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 13.1), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 21), от 26.09.1997№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 11) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица.

Формы заявлений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Кроме того, следует обратить внимание на ст. 50Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), содержащую исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица.

В связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно ст. 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ).

На учредительных заседаниях высших органов управления некоммерческих организаций рассматриваются вопросы (о создании, об утверждении устава, о выборах руководящих органов), необходимые при создании некоммерческих организаций, что отражается в представляемых протоколах.

В силу ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).Перечень разделов устава некоммерческой организации, установлен ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 13 Федерального закона «Об образовании» (в случае образования автономной некоммерческой организации, учреждения).

Вместе с тем, подаваемые на государственную регистрацию документы (устав) не всегда содержат вышеназванные требования. Так, не определяется четкое разграничение компетенций органов управления и исполнительных органов, не указываются все полномочия, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления, и порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления (голосование единогласное или квалифицированным большинством).

При создании автономных некоммерческих организаций, оказывающих дополнительные услуги в сфере образования, наиболее часто встречающиеся ошибки состоят в том, что учредители данного вида организации после ее создания в уставе закрепляют за организацией имущество на праве оперативного управления, между тем особенностью данной формы организации является то, что имущество при создании такой организации передается учредителем в собственность организации, а не закрепляется на праве оперативного управления.

При создании общественных организаций, не учитывается тот факт, что общественной организацией является корпоративная организация, которая основывается на членстве, таким образом, уплата членских взносов в данной форме организации является обязательной.

При создании спортивных организаций (федераций) типичной ошибкой является то, что учредители при создании организации, не учитывают требований установленных ст. 13. Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также наиболее часто ошибки встречаются при заполнении бланков заявлений и приложений к ним.Так, в заявлении и приложениях к нему допускаются помарки, подчистки, неточности, заполняются не все необходимые графы либо наоборот, заполняются графы, не предусмотренные для данного заявителя, подписываются неуполномоченными лицами.

При составлении протоколов заседаний при учреждении организаций не учитываются требования, установленные к протоколам ГК РФ ст. 181.2.

При реализации контрольных функций Управлением используются различные формы контроля, в том числе и анализ отчетов некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпункта «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», ежегодную информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (далее – отчет) в Управление представили 606 организаций.

Иностранное финансирование, по имеющимся в Управлении сведениям, в течение 2014 года получили 2 организации.

В ходе анализа отчетов, предоставленных за 2014 год, установлено, что не всеми некоммерческими организациями исполняются требования, предъявляемые к порядку сдачи отчетов. Также предоставляемые сведения не публикуются в установленном законом порядке в сети Интернет на информационных ресурсах Минюста, или в СМИ, или на других информационных ресурсах.

Типичными нарушениями законодательства Российской Федерации при представлении отчетов являются:

- отчет представляется в непрошитом и непронумерованном виде;

- не заполнены все графы отчета;

- отчет представляется в Управление неуполномоченным лицом.

По результатам анализа содержания отчетов выявляются более серьезные нарушения законодательства Российской Федерации, а именно:

- истечение срока полномочий руководителя организации;

- изменение адреса или руководителя организации;

- использование на бланках и печати организации государственной символики Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;

- использование на бланках и печати символики организации, описание которой должно содержаться в Уставе организации в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» устанавливающими, что в случае использования некоммерческими организации символики, ее описание должно быть внесено в Устав некоммерческой организации;

- неоднократное непредставление отчетов.

При обнаружении серьезных нарушений действующего федерального законодательства Управлением выносится предупреждение организации об устранении выявленных нарушений, в случае не устранения выявленных нарушений – протокол об административном правонарушении и как следствие – ликвидация организации.

Так, в 2015 году Управлением было вынесено 137 предупреждений по результатам анализа содержания отчетов. В случае неустранения в указанный в предупреждении срок допущенного нарушения законодательства, Управлением применяются меры административного характера.По основаниям, выявленных нарушений и неисполнения вынесенных предупреждений протоколы об административном правонарушении составлены в отношении 37 некоммерческих организаций.

Действующим федеральным законодательством определено, что одной из причин принудительной ликвидации (в судебном порядке) может стать неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок отчетов о своей деятельности и иных сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

По фактам неоднократного непредставления отчетов, выявленных в ходе проведенного анализа в 2015 году, Управлением возбуждено исковое производство в отношении 2-х некоммерческих организаций.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства в соответствии с п. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Консультацию по формам и срокам представления отчетности, а также по порядку оформления документов для государственной регистрации можно получить в Управлении по адресу: г. Черкесск, ул. Комсомольская 23, каб. № 15 и 204 по телефонам: 26-66-94, 26-67-56.

30 июня 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).