Вы здесь

Особенности создания некоммерческих организаций отдельных видов

В процессе реформирования гражданского законодательства институт юридических лиц подвергся существенной корректировке, в том числе произошли значительные изменения в регламентации статуса некоммерческих организаций. Пересмотр норм о юридических лицах в целом был продиктован необходимостью упрощения и унификации правового регулирования; устранения множественности действующих законов и их взаимных противоречий; повышения роли ГК РФ в регулировании статуса юридических лиц. Кроме того, по мнению Суханова Е.А. законодательные изменения во многом предопределены тем, что коммерческие и некоммерческие организации «демонстрируют слишком много злоупотреблений и махинаций и слишком мало экономической и социальной эффективности».

Изменения, внесенные Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, в соответствии с ч. 1 ст. 3 данного Закона в основной своей части вступили в силу с 1 сентября 2014 г. Согласно части 3 указанной статьи положения главы 4 в новой редакции применяются к правоотношениям, возникшим после указанной даты - 1 сентября 2014 г. При этом в  указанной статье установлено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями главы 4 в новой редакции законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям гл. 4 ч. 1 ГК РФ в новой редакции. Указанная статья также содержит ряд переходных положений, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ.

Анализ положений федерального закона Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ

свидетельствует, что первая из поставленных задач решена и роль ГК РФ в регламентации статуса некоммерческих организаций существенно возросла.

Кроме того, сокращено количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установлен исчерпывающий перечень таких форм в ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 48 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

Юридические лица систематизированы посредством их разграничения на корпоративные и унитарные.

Согласно ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Законодательно закреплены права и обязанности членов корпорации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Установлена норма, согласно которой для материального обеспечения основной (уставной) деятельности некоммерческие организации могут осуществлять иную, приносящую им доходы деятельность, виды которой определены в их уставах и соответствуют целям их создания и их основной деятельности. Тем самым термин «предпринимательская деятельность» заменен словосочетанием «приносящая доход деятельность», что, видимо, призвано подчеркнуть ее эпизодичность и некоммерческий характер осуществляющего ее субъекта.

Кроме того некоммерческая организация, устав которой допускает ведение приносящей доход деятельности, обязана формировать обособленное имущество в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Формирование обособленного имущества указывается в решении об учреждении юридического лица.

Таким образом, при создании некоммерческих организаций отдельных видов в первую очередь необходимо руководствоваться нормами ч. 1 гл. 4 ГК РФ.

Перечень документов представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при создании не изменился, в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

 

03 сентября 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).