Вы здесь

Особенности государственной регистрации и вступления в силу устава муниципального образования

Устав муниципального образования является основополагающим документом в правовой системе местного самоуправления, принимаемым на местном уровне. Именно уставом муниципального образования регулируются вопросы организации местного самоуправления, в частности определяются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Правовую основу регулирования правоотношений в данной сфере, в первую очередь составляет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно части 6 статьи 44 данного Федерального закона устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом от 21 июля 2005г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

В целях защиты единства правового пространства на всей территории Российской Федерации государство обеспечивает соответствие уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.

Функцию по регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике.

Государственная регистрация предусматривает проверку соответствия устава федеральному и региональному законодательству и соблюдения установленного порядка принятии устава, присвоение номера государственной регистрации, выдачу свидетельства о регистрации, а также включение указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Кроме устава муниципального образования необходимо представлять:

1) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят устав муниципального образования;

2) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

 Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований.

В случае если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.

2. Федеральным законодательством установлены следующие сроки, которые необходимо соблюдать главами муниципальных образований при направлении уставов (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) муниципальных образований на государственную регистрацию:

1) устав муниципального образования (муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования) направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

2) глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

При предоставлении документов на государственную регистрацию могут возникнуть следующие типичные ошибки:

- Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней.

Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав для включения указанных сведений в госреестр уставов муниципальных образований.

Таким образом, несмотря на то, что в большинстве муниципальных образований (сельских и городских поселений) глава муниципального образования является и главой администрации, и исполняет полномочия председателя Совета муниципального образования, сопроводительное письмо о регистрации муниципального правового акта, а также сведения об официальном опубликовании (обнародовании) уже зарегистрированного муниципального правового акта о внесении изменений в устав оформляется именно от имени главы муниципального образования.

- В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Таким образом, вместе с проектом муниципального правового акта о внесении изменений в устав публикуются (обнародуются) порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта, установленный Советом муниципального образования, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

- Решение представительного органа о принятии устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав должно подписываться главой муниципального образования, на нем ставится печать представительного органа муниципального образования (Совета муниципального образования).

Следует отметить, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике ведется работа с проектами уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований: рассматриваются проекты уставов муниципальных образований, проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, принимается участие в рабочих группах по их разработке, оказывается методическая и практическая помощь в ходе рабочих встреч с представителями органов местного самоуправления.

С января по июль 2015 года все 100 муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, в число которых входят 2 городских округа, 10 муниципальных районов, 83 сельских поселения и 5 городских поселений включены в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 главы 5 Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 августа 2005 г. № 139, физическим и юридическим лицам по письменным запросам, составленным в произвольной форме, предоставляются сведения, содержащиеся в государственном реестре уставов муниципальных образований. К таким сведениям относятся:

- государственный регистрационный номер устава муниципального образования;

- реквизиты устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в уставы муниципального образования (орган, принявший устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования; наименование устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования; номер и дата муниципального правового акта об утверждения устава; номер и дата принятия муниципального правового акта, вносящего изменения в устав);

- сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования; сведения об источнике и дате официального опубликования муниципального правового акта, вносящего изменения в устав.

25 сентября 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).