Вы здесь

Анализ типичных ошибок, допускаемых заявителями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций, а также выявленных ошибках при предоставлении отчетов о деятельности некоммерческих организаций.

1. При предоставлении документов на регистрации некоммерческие организации должны помнить, что Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 13.1), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 21), от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 11) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица.

Формы заявлений утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

На учредительных заседаниях высших органов управления некоммерческих организаций рассматриваются вопросы (о создании, об утверждении устава, о выборах руководящих органов), необходимые при создании некоммерческих организаций, что отражается в представляемых протоколах.

Вместе с тем, встречаются ошибки, допускаемые при оформлении документов, представляемых на государственную регистрацию. Наиболее часто ошибки встречаются при заполнении бланков заявлений и приложений к ним, а также при составлении устава.

Так, в заявлении и приложениях к нему допускаются помарки, подчистки, неточности, заполняются не все необходимые графы либо наоборот, заполняются графы, не предусмотренные для данного заявителя, подписываются неуполномоченными лицами.

Перечень разделов устава некоммерческой организации, установлен ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Однако, не всегда уставы, представляемые на государственную регистрацию, содержат все необходимые положения. Так, часто не определяется четкое разграничение компетенций органов управления и исполнительных органов, не указываются все полномочия, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления, и порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления (голосование единогласное или квалифицированным большинством).

Протоколы о создании некоммерческих организаций часто не соответствуют ст. 181.2 ч.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Не всегда в протоколе отражен вопрос о формировании имущества (рыночная стоимостью имущества должна быть не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью) согласно п. 5 ст. 50 ч.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

2. Порядок осуществления контрольных полномочий территориальными органами Минюста России определяется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «О некоммерческих организациях»; законами об отдельных видах некоммерческих организаций; Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2011 № 456.

При реализации контрольных функций используются различные формы контроля, в том числе и анализ отчетов некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации и религиозные организации обязаны представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам № ОН 0001 и № ОН 0002 не позднее 15 апреля года следующего за отчетным; обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://unro.minjust.ru) или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

Некоммерческие организации и религиозные организации учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств некоммерческой организации в течение года составили до 3.0 млн. рублей, представляют в Управление только заявление, подтверждающее их соответствие настоящим условиям и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в срок до 15 апреля года следующего за отчетным. В этом случае вышеуказанные некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://unro.minjust.ru) или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

А некоммерческие организации, имеющие статус благотворительных, дополнительно к вышеперечисленным отчетам, обязаны ежегодно представлять в Управление отчет о своей деятельности в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 01 апреля года следующего за отчетным.

Общественные объединения (в том числе и профессиональные союзы), обязаны информировать Управление, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Информацию необходимо представлять на бланке общественного объединения (профессионального союза), за подписью руководителя и заверенную печатью общественного объединения (при наличии). Общественные объединения обязаны ежегодно, также представлять в Управление отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003.

Отчет и приложение к нему заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным способом в одном экземпляре

В ходе анализа отчетов, предоставленных за 2014 год установлено, что не всеми некоммерческими организациями исполняются указанные требования. Часто сведения не публикуются в установленном порядке в сети Интернет на информационных ресурсах Минюста, не публикуются некоммерческими организациями и необходимые сведении ни в СМИ, ни на других информационных ресурсах. Благотворительные организации зачастую не представляют необходимые отчеты в соответствии с требованиями законодательства.

Из представленных отчетов можно выделить следующие типичные нарушения, допускаемые при заполнении отчетов  и предоставлении их в регистрирующий орган.

1) Искажение наименования некоммерческой организации или указание сокращенного наименования, вместе с тем, формы отчетов требуют указания полного наименования организации.

2) Использование незарегистрированной в установленном порядке символики, а также символики, совпадающей с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в основном - в качестве базового элемента используется фигура двуглавого орла, что является использованием Государственного герба в качестве геральдической основы указанного знака) и что является нарушением статьи 24 ФЗ «Об общественных объединениях» и ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».

3) Встречаются факты использования некоммерческими организациями печати с неполным наименованием организации (или с искаженным наименованием), а также с использованием незарегистрированной в установленном порядке символики.

4) Указание в отчетах некоммерческих организаций, измененных адресов места нахождения некоммерческой организации, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, что является также следствием непредставления в регистрирующий орган в установленный трехдневный срок измененных сведений.

5) При заполнении форм отчетов наиболее часто встречающимися ошибками  является также заполнение форм прописными буквами, при отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формами, в соответствующих графах не проставляется прочерк, не заполняются листы, требующие информации об организации.

6) Листы отчетов, не прошиваются, не подписываются на обороте последнего листа уполномоченными лицами некоммерческих организаций и не заверяются печатью организации.

7) Общественные объединения допускают предоставление сведений о продолжении деятельности с указанием неполной информации, или предоставляют указанную информацию по форме некоммерческой организации.

Все нарушения указанные в пунктах 2,3,4, являются нарушениями действующего законодательства и в адреса таких организаций Управлением направлены предупреждения, даны месячные сроки для устранения и оформлены протокола об административном правонарушении.

По выявленным нарушениям, отраженным в пунктах 1,5,7 в адреса некоммерческих организаций, направлены письма об устранении выявленных замечаний.

08 февраля 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).