Вы здесь

Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования реализуются в различных видах государственной деятельности. Одним из значимых направлений в этой сфере является законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Данная деятельность, ее характер, признаки отражают роль и значение такого государственного публичного образования, как субъект Федерации, в организации жизни региона путем принятия нормативных правовых актов.

Важным показателем развития федеративных отношений является законодательная деятельность субъектов Российской Федерации, возможность органов региональной власти принимать законодательные акты.

Результатом законодательной деятельности является принятие закона.

Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Закон содержит не только правила поведения, но и совокупность условий, обусловливающих выбор дальнейшего правового регулирования существующих общественных отношений.

Законы субъектов Российской Федерации являются составной частью законодательной системы Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В силу разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами следует признать, что представительные органы власти субъектов Российской Федерации наделены ограниченной нормотворческой компетенцией. Их полномочия по правовому регулированию распространяются не на все общественные отношения, а только на те, которые признаются в качестве предметов ведения субъектов Российской Федерации. Вместе с тем принимаемые в пределах данной ограниченной компетенции законы субъектов Российской Федерации обладают высшей юридической силой.

Закон субъекта Российской Федерации выступает первичным актом правового регулирования, то есть с точки зрения хронологии правовое регулирование тех или иных общественных отношений начинается только с издания закона. Так как закон обладает высшей юридической силой, то начинать строить всю систему нормативных актов необходимо именно с его принятия.

Первичность правового регулирования применительно к законам субъектов Федерации означает, что представительным органам данных субъектов как самостоятельным органам государственной власти принадлежат инициатива и лидерство в осознании потребностей общества в правовом воздействии и удовлетворении этих потребностей.

С точки зрения исключительности правового регулирования субъекты Российской Федерации принимают законы двух видов - основные законы (конституции и уставы субъектов Федерации) и текущие законы. Основные законы устанавливают форму правления данного субъекта Федерации, характер взаимоотношения населения субъекта Российской Федерации с органами власти региона. Текущие законы субъектов Российской Федерации, обязательность их принятия по тем или иным вопросам могут быть предусмотрены либо основными законами субъектов, либо федеральными законами, принимаемыми по проблемам совместного ведения.

На территории Карачаево-Черкесской Республики Конституция является основным Законом республики, в соответствии с которым, принимаются законы и другие нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики.

Принятие законов Карачаево-Черкесской Республики отнесено к исключительной компетенцией Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Управление Министерства юстиции по Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет проведение правовой и антикоррупционной экспертизы республиканских нормативных правовых актов, в том числе нормативных правовых актов представительного органа – Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Так, в течение 2015 года Управлением Министерства юстиции по Карачаево-Черкесской Республике проведена правовая экспертиза в отношении 241 законопроекта и 118 принятых республиканских законов.

08 февраля 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).