Вы здесь

Анализ типичных ошибок, допускаемых заявителями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций, а также выявленных ошибках при предоставлении отчетов о деятельности некоммерческих организаций.

При предоставлении документов на регистрации некоммерческие организации должны помнить, что Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 13.1), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 21), от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 11) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица.
Формы заявлений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
На учредительных заседаниях высших органов управления некоммерческих организаций рассматриваются вопросы (о создании, об утверждении устава, о выборах руководящих органов), необходимые при создании некоммерческих организаций, что отражается в представляемых протоколах.
Вместе с тем, встречаются ошибки, допускаемые при оформлении документов, представляемых на государственную регистрацию. Наиболее часто ошибки встречаются при заполнении бланков заявлений и приложений к ним, а также при составлении устава.
Так, в заявлении и приложениях к нему допускаются помарки, подчистки, неточности, заполняются не все необходимые графы либо наоборот, заполняются графы, не предусмотренные для данного заявителя, подписываются неуполномоченными лицами.
Перечень разделов устава некоммерческой организации, установлен ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 13 Федерального закона "Об образовании" (в случае образования автономной некоммерческой организации, негосударственного учреждения).
Однако, не всегда уставы, представляемые на государственную регистрацию, содержат все необходимые положения. Так, часто не определяется четкое разграничение компетенций органов управления и исполнительных органов, не указываются все полномочия, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления, и порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления (голосование единогласное или квалифицированным большинством).
При создании автономных некоммерческих организация, оказывающих дополнительные услуги в сфере образования, наиболее часто встречающиеся ошибки состоят в том, что учредители данного вида организации после ее создания в уставе определят полномочия учредителя организации, между тем учредители в данной форме организации становятся участниками и могут согласно Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» осуществлять только надзорные функции, определяемые в уставе. Также ошибкой при создании является тот факт, что учредители закрепляют за организацией имущество на праве оперативного управления, между тем особенностью данной формы организации является то, что имущество при создании такой организации передается учредителем в собственность организации, а не закрепляется на праве оперативного управления.
При создании общественных организаций, не учитывается тот факт, что общественной организацией является организация, которая основывается на членстве, таким образом, уплата членских взносов в данной форме организации является обязательной.
При создании спортивных организаций типичной ошибкой является то, что учредители при создании организации, не учитывают требований установленных ст. 13. Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
При реализации контрольных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике используются различные формы контроля, в том числе и анализ отчетов некоммерческих организаций.
В ходе анализа отчетов, предоставленных за 2012 год, установлено, что не всеми некоммерческими организациями исполняются требования, предъявляемые к порядку сдачи отчетов. Также предоставляемые сведения не публикуются в установленном законом порядке в сети Интернет на информационных ресурсах Минюста, или в СМИ, или на других информационных ресурсах. Благотворительные организации не представляют необходимые отчеты в соответствии с требованиями законодательства.
Из представленных отчетов можно выделить следующие типичные нарушения, допускаемые при заполнении отчетов и предоставлении их в регистрирующий орган.
1). Искажение наименования некоммерческой организации или указание сокращенного наименования, вместе с тем, формы отчетов требуют указания полного наименования организации.
2). Использование незарегистрированной в установленном порядке символики, а также символики, совпадающей с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в основном - в качестве базового элемента используется фигура двуглавого орла, что является использованием Государственного герба в качестве геральдической основы указанного знака) и что является нарушением статьи 24 ФЗ «Об общественных объединениях» и ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».
3). Встречаются факты использования некоммерческими организациями печати с неполным наименованием организации (или с искаженным наименованием).
4). Указание в отчетах некоммерческих организаций, измененных адресов места нахождения некоммерческой организации, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, что является также нарушением и следствием непредставления в регистрирующий орган в установленный трехдневный срок измененных сведений.
5). При заполнении форм отчетов наиболее часто встречающимися ошибками является также заполнение форм прописными буквами, при отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формами, в соответствующих графах не проставляется прочерк, не заполняются листы, требующие информации об организации.
6). Листы отчетов, не прошиваются, не подписываются на обороте последнего листа уполномоченными лицами некоммерческих организаций и не заверяются печатью организации.
7). Общественные объединения допускают предоставление сведений о продолжении деятельности с указанием неполной информации, или предоставляют указанную информацию по форме некоммерческой организации.
Все нарушения указанные в пунктах 2,3,4, являются нарушениями действующего законодательства и в адреса таких организаций Управлением направлены предупреждения, даны месячные сроки для устранения и оформлены протокола об административном правонарушении.
выявленным нарушениям, отраженным в пунктах 1,5,7 в адреса некоммерческих организаций, направляются письма об устранении выявленных замечаний.
1. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», участниками местной религиозной организации могут быть только лица, постоянно проживающие в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
2. согласно п.2 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации в случае принадлежности к централизованной религиозной организации в уставе должны указывать на такую принадлежность, а также указывать наименование централизованной религиозной организации. Кроме того, устав местной религиозной организации зачастую не заверяется централизованной религиозной организацией, несмотря на прямое указание на это в самом уставе.
3. в соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

З.С. Боташев 
Начальник отдела по делам
некоммерческих организаций
25-19-51

31 декабря 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).